tk

 
     

интро
дороги
креатив
музыка
дизайн
кто

гостевая

 

Тарас > Музыка > Аквариум - Сестра Хаос

- Давай хорус с ревером. Есть? Ну, поехали.

Как человек я во многих отношениях непоследовательный. И не то, чтобы это мешало - помогает даже, но случилось же такое, что вышедший в 2002 году альбом одной их моих любимых артелей инструменталистов "Аквариум" остался мной совершенно незамеченным. И вот, когда уж отгремели литавры, да и свет вроде бы отключают, в натурально 2003 году, по радио вдруг не забыли прокрутить "Кардиограмму", да ещё и три раза за неделю. Лёгкая задумчивость вдруг опустилась с запылённых шкафов... Так. 30 секунд перебора вариантов привели к единственно правильному решению: песня эта берётся с альбома (э-э-э...) "Сестра хаос". Который берётся из естественного творчества БГ и компании. И посему, товарищи, как я люблю говорить, надо брать.

"Станция Багратионовская!" (...) - Сестра Хаос есть? - Есть.

И вот, моё пилотное прослушивание пластинки произошло именно в апреле 2003 года. Странно, но почти все впечатления были готовы (расчехлены, аккуратно разложены...) заранее. Почти. Тем более, что слушается она на едином дыхании, пусть даже и недолго - и здесь БГ уложился в свои любимые 45 минут, будто в сорокапятку. Расположение композиций, наверное, близко к идеальному. Одна перетекает в другую, гармонично меняя мотив. И это - притом, что среди них снова представлены различные стили. Может, поэтому альбом получился таким хитовым, массовым, ярким. В реальности, как минимум три композиции висели в ротации на радио и даже попадали в чарты. Может, такой расклад и не характерен для БГ. Может быть, слушатель стал более искушённым, и теперь даже эти песни для него могут быть хитом. Но не важно - альбом однозначно удался, и все остались довольны.

Слегка уходя в сторону от музыки, скажу, что дизайн "Сестры" - один из лучших среди последних альбомов "Аквариума". Да, да, вновь присутствуют две темы оформления вместо какой-нибудь общей, единой. Но вышло уже очень концептуально. Лишь значок, стоящий на диске и на обратной стороне коробочки какой-то загадочный, а поэтому невнятный и страшный даже...

А говоря о саунде (знаете такое слово?), можно смело утверждать, что БГ снова нашёл новый стиль для себя. Чувствуется влияние новых технологий, использование новых звуков, но где-то в глубине всё ещё сидит тот самый драгоценный обросший травой фундамент истоков русского рока. Не явно слышен, но есть он там, есть! Очень выгодно включены в этот раз струнные, привет всем из прошлого. И вообще, сбор "Аквариума" третьей реинкарнации, в лице БГ, пяти соратников и гигантской группы помощников / содействующих, пошёл на пользу музыкальности и насыщенности аранжировок. Даже живая бас-гитара привносит полезные компоненты в общий строй, а про остальное и говорить нечего.

Займёмся теперь реконструкцией. Открывает альбом композиция "500". После коротенького интро с пассажами из альбома и ещё откуда-то на свет вылезает очень сухой и мрачноватый рэп (да-да) с головооткручивающими спецэффектами: криками, стрельбой, искорёженными гитарными рифами и прочим хламом. Текст имеет некоторый смысл, даже если читать с конца. Обманчивое начало не предвещает ничего хорошего, но... "Брод", самый пробивной и мелодичный трек, мигом переворачивает настроение с ног на голову. Мотив прост, но гармонически хорошо обработан. Сюжет песни захватывает, уже первая строка "Там, где я родился..." строго заставляет вслушиваться во фразы и понимать всё как следует. Гитарная пария ненавязчива, но прекрасно запоминается, а пение хора под конец приходится кстати тогда, когда уже размышляешь над текстом. Прогрессивный поп-рок... Третья песня называется "Нога Судьбы" и имеет уникальное вступление, которое описать трудно. Я бы сказал - домашнее, народное, своё какое-то. Ноты во всей песне играются очень осторожно, будто от страха разрушить тонкую гармонию. И Борис Борисович запевает связно и неторопливо, вводя в нирвану. Выдуманная история по-своему самобытна и оригинальна, исполнена неведомой моралью. Концовка - самая красивая на альбоме. А потом начинается регги! Да, "Растаманы Из Глубинки" - это вершина веселья. Перкуссия, подвижный ритм, медная секция, крики в мегафон - звучит забавно! И никакой разухабистости и нецензурщины. Пятый "Брат Никотин" несёт отголоски первой песни, но не похож на неё. Ритм прямой, играется с движением, но между строк чувствуется напряжённость, ожидание чего-то важного. Рёв гитарного соло ситуацию не улучшает, и музыка так и обрывается, не дойдя до главного. "Слишком Много Любви" - творение, которое летит. Просто взлетает. Подгоняющий мотив припева несёт всё быстрее, быстрее - и на рефрен включается обалденный орган и гитара в овердрайве. А вот припев слегка слабоват - слишком расслабленный. В целом же выходит торжественно и помпезно. "Псалом 151" - почти что блюз. Выдержанные партии, скупая обработка - и голос БГ, мерный и твёрдый. Смысл текста есть, но он уходит в дебри мыслей и фраз. Известная "Кардиограмма" идёт порядковым номером восемь. Оптимистичный и немного смешной текст размешан с аккуратными синтезаторными пассажами и простецкой аранжировкой. Песня - украшение альбома, до того мелодично она звучит. Здесь Гребенщиков будто пытается объяснить нам нечто простое, но важное... А мы не понимаем. Но он продолжает рассказывать. Нечасто он пел про любовь в открытую, но сейчас - смог и спел. И наконец, когда всё проходит, на сцену медленно вливается "Северный Цвет". Медленные текстуры похожи на туманное утро, духовые о чём-то печально вытягивают... Включается голый, как стук метронома, ритм. Грустным голосом БГ так просто поёт о странных вещах. Звучит очень холодно и безнадёжно - может быть, такой и должна быть заключительная композиция. Инструменты долго и спокойно продолжают тему. Но скуки нет, как нет и других чувств - есть лишь ветер, срывающий с холодной земли...

Вот такая ты, значит, Сестра Хаос - огромная и бесконечная. Теперь уже нечего про неё говорить, просто нужно послушать. И всё встанет на свои места.

Строка: Оторвись от земли, северный цвет / Ты знаешь, как должно быть в конце
Отпои меня нежностью своей подвенечной любви / Я не знаю причин, чтобы быть осторожным...

Слово: а что тут говорить? "Это - пять!"

3 декабря 2004 г.

 

     
       

 


 
   

mail