tk

 
     

интро
дороги
креатив
музыка
дизайн
кто

гостевая

 

Тарас > Музыка > Аквариум - ZOOM ZOOM ZOOM

Вот и дождались.

В последнее время про БГ и Аквариум было слышно подозрительно мало. Впрочем, в Германии особенно держаться в курсе новейшего положения дел сложно. И вот узнаю по телефону, как сковородкой по башке, что у Гребенщикова, наконец-то вышел новый диск с сущехитрым названием "Зум". Раздумывать, конечно, и не пришлось - весьма скоро красно-жёлтая пластиночка оказалась у меня в руках. И счётчик впечатлений закрутился...

Внешне снова заметно, что дизайн буклета опять сделан нарочито топорно - быть может, в пику новым веяниям заказывать буклеты в дорогих студиях. Очень знакомая Аквариуму философия do-it-yourself воплотилась в свежевытащенной из-под железной ноги Фотошопа иллюстрации (и прочем оформлении). Даже приятно и близко как-то: могут они, могу и я... Беглый обзор изображённых персонажей подсказал, что в группе опять изменения, что и было подтверждено официальной страницей группы. Любимые Рубекин и Шар, к моей вящей радости, конечно, остались в составе. То, что из группы не ушёл БГ, я думаю, особого упоминания не требует.

Опять 10 песен, и опять граница 45 минут общего времени звучания нарушена едва-едва! Всего 1 минуту 30 секунд накрутили сверх нормы - впрочем, это время занято... ну-ну, попозже об этом. Традиция делать из компакт-дисков диски виниловые у БГ уже принимает какие-то маниакальные размеры. Хотя важно ли это? Правы ли те, кто обвиняет музыкантов в издании ущербных, архикоротких альбомов?

Названия песен многообещающие, перегрузка здравого смысла возникает без дополнительных усилий. Ну что такое "Забадай", в самом деле? Поэтому хочется скорее включить воспроизведение и отключить посторонние факторы воздействия. И услышать... увертюру в тибетском стиле, до боли напоминающую автомобильные кастрюли и медитативные напевы в начале "Песен рыбака". Далее следует совершенно примерная, правильная по всем параметрам Первая Песня - "Белая". Тех, кто думает, что лирическим объектом композиции является одноимённая река в Башкортостане, могу не разочаровывать. Так оно может и быть. Сильная энергия запилов и слайдов на гитаре и не менее динамичных барабанно-перкуссионных раскладов начисто вышибает ещё застрявшие где-то внутри отрицательные эмоции и ввинчивает в опиумный кураж. Тем более, что речь идёт о таких прекрасных вещах, как сибирский мел или сакура весной. Хороши радостные и светлые волеизъявления на незнакомых языках в конце.

Грозная и роковая (с ударением на "а") "Трамонтана" очень корректно возвращает слушателя в идеологический подтекст альбома и всеми возможными (синтезированными) духовыми инструментами призывает, как говорит сам БГ, "вставать уже, мазафака, понимать что-то в жизни наконец", не ожидая автоматического чуда. Трагические (ну так...) судьбы описываемых персонажей равнодушным не оставят никого, а биг-бендовый саунд просто рубит сплеча.

"Народная песня из Паламоса", де-факто оказавшаяся всенародной, несёт функцию наиболее гармоничной песни альбома. Абсурдно прекрасный текст, по всей видимости, содержит тайные кодовые комбинации слов, открывающие сознание - а как ещё объяснить такой сильный эффект, производимый им? Сладкие блюзовые аккорды и вся остальная атрибутика неспешной красивой песни присутствуют в невероятном объёме. Следующий за ней контрастирующий трек "Мёртвые матросы не спят" - несомненная псевдонародная лирическая баллада - снова расставляет эйфорически разбежавшиеся мысли по местам и заставляет дрожать под аккордеонное соло. Нет на диске песни трагичнее этой, на миг открывающей тайны солёной воды. Вокал на пределе, измеритель выражения чувств зашкаливает.

Такое напряжение БГ запросто снимает самым настоящим быстрым регги "ZOOM ZOOM ZOOM", кульминацией альбома. Главная идея песни оказалась так сложна (или проста), что её содержание до сих пор не понятно мне. Но выражения вроде "извиняйте дядьку" - это просто плеск через край! Наверное, это песня для себя и сама по себе, с юмором хоть куда. После ней следует экстраординарное сказание "Забадай" про еду и напитки, а также многое другое. Более всего оно походит на "Ногу судьбы" из альбома "Сестры Хаос" - как по звукам, так и по смыслу и намерениям. По характеру, скорее, положительное и даже несколько комичное. Неспешная (намеренно пишу так, потому что "медленная" не подходит) аранжировка поддерживает и передаёт основную музыкальную линию всего альбома, которую упорно не может разорвать даже следующая "Бессмертная сестра Хо" со всеми её разрывами бита и свингоподобной ритмикой. Текст опять-таки смешной и прогнозируемый до невероятного уровня. Из этой песни сквозит, почему-то, одновременно и классическим джазом, и современным мэйнстримом. Как такое достижимо - пониманию не поддаётся.

"Красота (это страшная сила)" сильно похожа и на "Белую" и на "Зум" одновременно. Перкуссия, благодаря О. Шару, присутствует в избытке. Впрочем, весёлые голоса на фоне тоже не остались в стороне - иностранный орнамент, как говорится. Отлично звучит и жизнерадостно воздействует - чем не хит? А вот "Крем и карамель" претендует на звание ленивой баллады - это когда песня поётся с усилением динамики и размаха эмоций к концу. Медленный темп, сочные синтезаторные подклады, мозгодробильное гитарное соло в конце - всё это почему-то хорошо знакомо, в то же время оставаясь новым и неслыханным. Ну и патетическая финальная композиция тоже, конечно, не подкачала. "Не могу оторвать глаз от тебя" завораживает и сценарием, и подбором инструментов, и вообще всем, чем только возможно. Здесь наконец-то полностью раскрывается музыкальный лейтмотив всего диска - начинаешь понимать, какой ниткой соединены все треки между собой. Если постараться, можно услышать кусочек каждой песни, пусть даже в отдалённейшей интерпретации... Элегантное сопровождение вываливает взволнованный вокал БГ на абсолютно передний план и, быть может, ведёт к решению смысла и идеи всей пластинки.

Забавно, что альбом получился целостный, хотя и с отчасти выпадающими элементами. Кругосветного путешествия "Песен рыбака", видимо, оказалось достаточно, и Аквариум в его сегодняшнем виде ищет концептуальных решений, соответствующих имиджу. Надо сказать, новый диск оправдал поиски - общий саунд не всегда типичен и узнаваем, но через голос БГ всегда обретает особый, фирменный аквариумный типаж. Удачная пластинка без нареканий к качеству материала, но с восхищениями касательно оного.

К лицензионному диску прилагается видеоклип на заглавную песню, идущий форматом CD-Extra через компьютер. А одиннадцатым треком идёт тишина с пением птиц - как раз то, что "свисает" с альбома сверх тех самых сорока пяти минут. Невероятно приятно послушать птиц вместо мёртвого молчания динамиков в конце последней песни. Так, дискретно и невзначай, Аквариум прощается с нами до следующего альбома.

Строка: Камни делают вид, что спят / Небезопасно иметь дело с ними или со мной /
Мне кажется я вижу твой взгляд / Я бы рад помочь помочь тебе, но ты за стеклянной стеной

Слово: Хорошо, что песен десять. Было б больше - я бы не выдержал.

 

     
       

 


 
   

mail